GANT представляет шоу
Встречайте любознательную пару, Крейг и Меган. Чета Фергюсон задает много вопросов – они спрашивают самих себя, друг друга и своих гостей в новом шоу «Пара мыслителей».
Специальный материал

ПЛЯЖНЫЕ БОГАТСТВА: ДОМА В СТИЛЕ «МОДЕРН» НА ПОЛУОСТРОВЕ КЕЙП-КОД

В 1937 году основатель школы «Баухауз» Вальтер Гропиус бежал из нацистской Германии и поселился в США, к западу от мыса Кейп-Код. Многие будущие легенды модерна присоединились к Вальтеру Гропиусу и решили работать там вместе с ним.
Результатом их совместного творчества стал ряд потрясающих жилых домов в авангардной стилистике. Теперь эти маленькие шедевры, разбросанные вдоль береговой линии, являются частью архитектурного наследия Новой Англии.
По сравнению с респектабельными морскими курортами Восточного побережья США, такими, как Нантакет или Хэмптон, внешнее побережье полуострова Кейп-Код, штат Массачусетс, остается сдержанным и не столь публичным. Это немного дикая местность, дороги там не такие ухоженные, дома располагаются уединенно. Многие из лучших архитектурных драгоценностей здесь придется хорошенько поискать. Удивительно, что на протяжении многих десятилетий даже большинство постоянно живущих здесь людей упускали из виду одни из самых грандиозных сокровищ этого региона:
разбросанные по внешнему побережью полуострова Кейп-Код ветшающие дома в стиле «авангард». Даже те, кто знал об этих заплесневелых и в основном пустых домах, в лучшем случае рассматривали их как забавные раритеты, считая их либо совершенно непригодными для реставрации, либо настолько затратными, что они не стоят усилий. Но все изменилось в последние годы: в настоящее время эти дома реставрируют и сохраняют как драгоценные примеры авангардной архитектуры, а также напоминания об увлекательных экспериментах в области «роскошной жизни».
«Американский пейзаж смешивался в необычный «коктейль» с европейскими идеями; в результате получался захватывающий диалог между высоким и низким, новое прочтение народной архитектуры».
Тот факт, что эти реликвии прошлого, спрятавшиеся среди сосен и песчаных дюн, попали в центр всеобщего внимания - большая заслуга историка архитектуры Питера МакМахона. В соавторстве с Кристиной Чиприани он написал книгу под названием «Модерн полуострова Кейп-Код: архитектура и комьюнити на внешнем побережье Кейп-Код в середине XX века». Как и сами непрерывные усилия МакМахона по сохранению и восстановлению данного архитектурного достояния, книга привлекла внимание к этим удивительным домам, равно как и к необычайно прогрессивной, представляющей собой интереснейший творческий «коктейль» культуре, их породившей.

История этого пласта архитектуры начинается в 1937 году, когда основатель Школы «Баухауз» Вальтер Гропиус арендовал дом к западу от Кейп-Код. Как и многие другие европейские интеллектуалы того времени, он бежал от растущей
политической нестабильности в Германии и переехал в Соединенные Штаты. (Он также стал преподавателем в Высшей школе дизайна Гарвардского университета). Авторитет и влияние в обществе руководителя «Баухауз» были столь велики, что привлекли к нему талантливых единомышленников: критиков, писателей, художников, которые с удовольствием общались с ним на летних вечеринках на природе. Естественно, туда же «подтянулись» и многие будущие легенды модерна, которым также нравилось проводить время на Кейп-Код. Здесь можно было увидеть выдающихся личностей, от финского бунтаря Ээро Сааринена до британского архитектора русского происхождения Сержа Чермаева, который позже преподавал таким знаковым персонам, как Ричард Роджерс и Норман Фостер. Или, например, Марселя Брейера, выдающегося мастера модернистской стилистики венгерского происхождения, который построил на Кейп-Код не менее четырех домов.
Эти европейские интеллектуалы смешались на Кейп-Код с прогрессивными местными жителями. Пожалуй, самым влиятельным американцем в этом вольнодумном и творческом сообществе был бесшабашный наследник большого состояния Джек Филлипс, который в молодости изучал живопись за границей. Именно он разделил имевшиеся у него в собственности 800 акров земли на Кейп-Код между друзьями- художниками и архитекторами, которым как раз требовались небольшие участки, чтобы осуществлять там свои архитектурные замыслы. Филлипс и сам возвел там несколько домов по собственным проектам, в том числе инновационный для раннего модерна дом, который стал позднее известен как «Бумажный Дворец».

Нормой для этого стиля были очень скромные материалы: не считалось зазорным использовать б/у кирпич и древесину или ставить сетчатые окна взамен более дорогих из листового стекла. Архитекторам служили вдохновением самые бедные и непритязательные местные дома, такие, как сараи для хранения устриц или курятники. Американский пейзаж смешивался в необычный «коктейль» с европейскими идеями, в результате получался захватывающий диалог между высоким и низким, непревзойденно утонченное новое прочтение народной архитектуры. Многие из этих скромных, затерянных в гуще леса домов послужили прототипами для крупных городских зданий, которые, в свою
очередь, изменили архитектурный облик всего столетия. В то же время, эти люди пробовали на себе некий новый идеал «роскошной жизни». Создатели архитектуры Кейп-Код проводили большую часть лета, работая в свое удовольствие в одиночестве, время от времени прерываясь на встречи, где они устраивали коктейльные вечеринки, жгли костры, шумно и радостно играли в пинг-понг. Наплевав на чопорный консерватизм Новой Англии, наши герои обоих полов из принципа купались вместе голышом.

Привлекательность такого богемного стиля жизни теперь кажется очевидной, но в то время все это было практически неслыханным делом. Географическая изоляция, которой наслаждались экспериментаторы с Кейп-Код, была одной из причин того, почему их эксперимент удался. Однако, возможно, эта же самая изоляция сыграла свою роль в том, что наследие этого эксперимента оказалось на грани гибели. Учреждение национального парка «Национальное побережье Кейп-Код» фактически остановило застройку в районах, где находились многие из домов. Недооцененные в последние десятилетия, практически никем не заселенные, эти районы начали снова дичать. В результате ряд домов на Кейп-Код в начале 2000-х годов находился под угрозой полного разрушения. К счастью, в этот момент начала набирать обороты тенденция к их реставрации и сохранению.
Даже сейчас эта угроза все еще вполне реальна. Некоторые из вышеупомянутых реликвий эпохи модерна уже невозможно восстановить. Но около 100 из них до сих пор не развалились, хотя и находятся в той или иной степени ветхости. Трест по восстановлению зданий эпохи модерн на Кейп-Код (Cape Cod Modern House Trust), некоммерческая организация, созданная МакМахоном, стремится восстановить максимальное количество этих памятников архитектуры, которое только возможно.
Три таких дома в настоящее время уже восстановлены и сдаются в аренду как гостевые дома. Провести выходные в одном из таких шедевров модерна означает чудесным образом перенестись на совершенно другой Кейп-Код: подальше от причудливых бутиков и переполненных помпезных рыбных ресторанов сегодняшнего дня обратно к новому, невероятному, возродившемуся богемному образу жизни периода «модерн».

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: