Самые редкие цвета в мире

Радуга и её оттенки: разноцветная история архива пигментов в Гарварде.

Официальный цвет Гарвардского университета – тёмно-красный. От гребли до американского футбола, все спортивные команды университета известны как «Harvard Crimson», т.е. «Гарвардские красные». Но в замечательном архиве пигментов, который собран при университете в Центре Штрауса по сохранению и техническим исследованиям, нет признанного чемпиона среди оттенков красного цвета, равно как и любого другого цвета тоже. Зато у них выставлено более 3600 образцов цветов, многим из которых около 100 лет, что позволяет посетителям архива пигментов оценить разницу между кадмием красным и венецианским красным, «жёлтым Марсом» и индийским жёлтым. А кроме того, это позволяет работающим в Центре учёным и их коллегам в других местах постоянно делать новые открытия в истории искусства и других областях.

За этой энциклопедией пигментов скрываются несметные тайны мира природы и человеческой истории. Человечество окрашивало и раскрашивало различные вещи на протяжении тысячелетий. Лишь в последние десятилетия это явление стали тщательно изучать с
использованием современных научных методов.

Одним из пионеров в области изучения пигментов был Эдвард Форбс, один из первых директоров музея Фогг, старейшего художественного музея Гарвардского университета. Энтузиазм Форбса в области искусства стимулировал его интерес к подробностям изготовления красок, используемых в живописи. Как многие богатые американцы своей эпохи (конец 19-го – начало 20-го века), он собрал многовековую коллекцию классических итальянских картин. Обеспокоенный возможными подделками и встревоженный тем, как быстро его бесценные покупки могут испортиться, Форбс посвятил себя изучению естественных и искусственных пигментов, путешествуя по всему миру с целью их приобретения. Накопив к концу 1920-х годов значительную коллекцию, в 1928 г. он основал научно-исследовательский центр в Гарварде. В настоящее время этот центр известен под названием Центр Штрауса, и он является старейшим в своем роде в Соединенных Штатах. Ядро коллекции Центра до сих пор составляют 2500 образцов, которые изначально собрал Форбс.
Некоторые из этих пигментов имеют химическую природу, другие изготовлены из натурального сырья; многие говорят о культурных традициях тех регионов, из которых они происходят, и связаны с многочисленными экзотическими историями, которые с годами становятся только более интересными. Например, есть в коллекции химический зелёный, который встречается в картинах Ван Гога и, благодаря своим инсектицидным свойствам, используется при обработке деревянных шпал. Ярко-красный пигмент, известный как «Кровь дракона», изготавливается из ротанговой пальмы, которая растет на индонезийских островах. Также среди сокровищ коллекции есть краски древних художников, найденные при раскопках Помпеи, и краски, вывезенные из студии знаменитого портретиста Джона Сингера Сарджента. Есть и жутковатая история коричневого «цвета мумии»: это краска изготавливалась из смолы, извлечённой из бинтов мумий, обнаруженных в древних египетских гробницах. «Ужасный» цвет оказался на пике моды во время египтомании, захлестнувшей Запад в начале 20-го века.

Многие из этих образцов хранятся в оригинальной стеклянной таре с рукописными этикетками и корковыми
пробками. Вы можете себе представить их спрятанными вкаком-то пыльном углу, но на самом деле, все наоборот: благодаря недавнему переезду, они радуют глаз посетителей, стоя в просторных светлых стеклянных витринах на четвёртом этаже здания Гарвардского художественного музея. Нынешний директор Центра Штрауса, Нараян Хандекар, выставил в экспозиции не только старинные образцы, но и современное научное оборудование, а также организовал пигменты по цвету, добавив экспозиции декоративности; в том числе благодаря этому, она производит на посетителей действительно неизгладимое впечатление.

Но Центр Штрауса – это гораздо больше, чем просто музей, радующий глаз. Здесь каждый день занимаются самой настоящей наукой: эксперты проводят исследования с использованием спектроскопии, хроматографии и электронной микроскопии, чтобы проанализировать химический состав пигментов прошлого и настоящего. Коллекция центра используется для создания цветовых стандартов, для сохранения и анализа произведений искусства, в том числе для определения подлинности.
Несколько лет назад лаборатория Центра «расследовала» случай появления загадочной картины, которая, по мнению искусствоведов, могла принадлежать кисти Джексона Поллока. В конечном счете исследователи смогли уверенно датировать время изготовления некоторых пигментов уже после смерти художника, что позволило решить ключевой вопрос о происхождении произведения.

Центр предоставляет свои образцы во временное пользование экспертам по всему миру, от Нью-Дели до
Музея Гетти в Лос-Анджелесе, при условии, что эти партнерские организации поделятся результатами исследований. Он также реализует собственные научные проекты, в том числе первое крупное исследование картин на коре – традиционного искусства австралийских аборигенов.

Изучение искусства, возможно, так же старо, как искусство само по себе. Это сфера, которая выросла и значительно изменилась за последнее столетие. В этом многоэтажном здании Гарварда, предстоит ещё множество открытий в области изучения цвета.

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:
Made on
Tilda