Специальный материал

Высокие достижения

Каролин Руссо - фотограф, специализирующийся на теме авиации, «поймала» в свой объектив командно-диспетчерскую вышку аэродрома.
Самолетами восхищаются за их обтекаемость форм и мощь, а аэропорты многократно выступали в качестве объектов творчества для многих громких имен в архитектуре. И все же, кто когда-либо воспринимал как объект искусства командно-диспетчерские вышки аэродрома, которые, между прочим, тоже являются очень важной частью все более и более усложняющегося паззла системы путешествий по миру? Помимо тех, кто работает на этих вышках, не так много людей вообще о них задумывается…

Исключением из этого правила является Каролин Дж. Руссо, фотограф и автор книги «Вышка аэропорта как объект искусства» («Art of the Airport Tower»). Ее книга дает новый взгляд на эти сугубо утилитарные сооружения как на объекты, достойные рассмотрения, обладающие собственной эстетикой и иными неожиданными свойствами.

Идея этой книги, уже четвертой из написанных Руссо, косвенным образом вытекает из третьей книги, в которой фотограф исследовала абстрактную красоту самолетов. «Я как бы постепенно привыкла к этому способу смотреть на мир, – объясняет она, – и однажды меня будто накрыло откровение. Во время посадки в LaGuardia в Нью-Йорке вышка аэродрома показалась мне похожей на что-то еще – на швейцарский сыр! – и я поняла, что открыла совершенно новый способ смотреть на эти вышки, не рассматривая их исключительно как скучные старые строения на территории аэродрома».
При ближайшем рассмотрении она обнаружила, что вышки наводят на некоторые неожиданные ассоциации. Сзади, например, вышка аэропорта Осло напоминает человеческий позвоночник. А вышка в аэропорту Дж.Ф.Кеннеди в Нью-Йорке похожа на лебедя. В Нью-Йорке, кстати, был не единственный раз, когда Руссо поймала себя на мысли, что думает о командно-диспетчерских вышках как о птицах. «Они как птица-мать, ухаживающая за выводком птенцов, они как хореографы танцев всего аэропорта», – размышляет она. Несмотря на тенденцию к тому, чтобы строить их монохромными, минималистичными и сугубо функциональными, во многих из этих сооружений заложены некие деликатные намеки на историю и культуру их родных стран. Так, к примеру, силуэт вышки в Абу-Даби перекликается с парусами традиционных лодок доу, а скульптуры воронов, украшающие вышку в аэропорту Стокгольм-Арланда в Швеции, вдохновлены скандинавской мифологией.

Руссо признается, что, будучи студенткой по специальности «Фотография» в Бостонском колледже изобразительного искусства Массачусетс, она совершенно не ожидала, что ее карьера «взлетит» таким образом. Тема авиации сама нашла ее, и теперь Каролин просто наслаждается ее развитием. «Очевидно, что самая важная вещь, которая поддерживает мою заинтересованность в авиации, это связанный с ней образ свободы. Я люблю путешествовать. Эта тема волшебным образом откликается во мне».
Руссо поначалу исследовала вышки, находящиеся в США, как старинные, так и современные. Затем проект перешел на новый уровень, в международное измерение. Это сделало его более сложным: так, индийское правительство не дало ей разрешение фотографировать на аэродромах, а к вышкам в аэропорту Хитроу (Лондон) она получила доступ только после получения страхового сертификата на сумму 20 млн долларов и прохождения экзамена, доказывающего, что она понимает все риски работы на аэродроме.
Выставка работ Каролин Дж. Руссо в 2016 году с успехом прошла в Национальном музее Смитсоновского института авиации и космонавтики в Вашингтоне. Теперь эта экспозиция путешествует по аэропортам и небольшим галереям. Тем не менее, Руссо все еще считает этот проект несколько неполным. «Я бы хотела еще десять лет работать над этой темой. Определенно, в мире достаточно материала для второго тома моей фотокниги». Фотограф обязательно хочет попасть в Южную Америку или Африку: «…И я точно знаю, что в Зимбабве есть действительно удивительная вышка!»

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА: