GANT представляет шоу
Встречайте любознательную пару, Крейг и Меган. Чета Фергюсон задает много вопросов – они спрашивают самих себя, друг друга и своих гостей в новом шоу «Пара мыслителей».
Заводите моторы

Заводите моторы: все, что нужно знать о гонке 24 Hours of Le Mans

GANT реализовывает совместный проект с легендарными автогонками 24 Hours of Le Mans. Этим летом будет запущена коллекция, отражающая наследие и историю обеих компаний, характерной чертой которой будут графические принты и элегантные детали. Капсульная коллекция GANT x Le Mans будет доступна для покупателей в мае 2017.
В небольшом французском городке Ле-Ман в тротуар заложены медные таблички с отпечатками ладоней и ступней победителей автогонки, которая почти сто лет прославляет этот ничем не приметный городок (с населением 150 000 человек). Лучшие гонщики в Ле-Мане имеют статус голливудских звезд.

За эти годы многие прославленные автогонщики испытали себя на трассе Сарта, которая протянулась на 8,4 мили по равнинной сельской местности Франции. Но многие не рискнули. Ле-Ман не для всех. Это гонка – старейшая и самая знаменитая из всех – на выносливость. Можно даже сказать, что для участия в этой гонке должен быть «другой обмен веществ».
Гонка Ле-Ман, которая проводится каждый год в июне на протяжении суток, вознаграждает одних выдающихся гонщиков и их автомобили, однако сбрасывает со счетов других. Главной трудностью двадцатичетырехчасовой гонки является истощение, которое не испытывают участники Индианаполис 500 и Гран-при Монако (чемпионаты, которые вместе с Le Mans составляют «Тройную корону автоспорта»). Это длительное, медленно ускоряющееся действие. Первым французским зрителям бесконечная езда Ле-Ман по кругу среди рева моторов казалась настолько адским зрелищем, что они окрестили ее «Дьявольским кругом».
«Однако новшеством, наделавшим больше всего шума, является традиция победителя поливать свою команду и болельщиков из бутылки шампанского».
Дюран, автомобильный энтузиаст, работавший над первыми шоссе региона, учредил гран-при в этом городе в 1906 году. В 1922 один
предприниматель попросил его придумать автомобильное мероприятие иного рода. Коллега предложил восьмичасовое испытание. Дюран возразил: «А почему не 24-часовое?»

В первой гонке 24 Hours of Le Mans не было победителей. Целью было финишировать и получить повторное приглашение. Такая установка недооценивала аппетиты публики и самих гонщиков. После первого взмаха флага, несмотря на ожидаемое соперничество, казалось, никто не был заинтересован в том, чтобы добраться до финиша.
Автомобили мчались по дорогам, по которым до этого ездили только телеги с сеном и велосипедисты. Это была новая эпоха транспорта.
С первых дней на гонках Ле-Ман сохранялась атмосфера городской ярмарки: выставки и развлечения привлекали зрителей не меньше, чем сами гонки. При этом уровень смертности на гонках был очень высок. Все это представляло собой действительно резкий контраст первые полвека истории автомобильных гонок. «Карнавал вперемешку с трагедией», как писал корреспондент «Нью-Йорк Таймс» Роберт Дэйли (Robert Daley). Трагичность достигла апогея в 1955 году, когда на гонках Ле-Ман произошла авария с наибольшим количеством смертей за всю историю автоспорта.
Отличительной чертой гонки являлась ее многоэтапная суровость. Дэйли писал: «Гонщики борются не только друг с другом, но и с ослепляющим вечерним солнцем, долгой одинокой ночью, утренним туманом и сокрушительной усталостью следующего дня». Безостановочная работа была адом и для машин. Вышедший на экраны в 1971 году фильм «Ле-Ман» со Стивом МакКуином (Steve McQueen) в главной роли отражает мрачную действительность всего чемпионата. Показательно, что во всем фильме можно найти едва ли один диалог.
При этом в фильме много мистики и сдержанной роскоши. Ле-Ман всегда привлекала знаменитостей. В 1979 году актер и опытный любитель Пол Ньюман (Paul Newman) в качестве второго пилота «Порше» занял второе место. Участие в гонке также принимали барабанщик группы Pink Floyd Ник Мэйсон (Nick Mason), бывший вратарь национальной сборной Франции Фабьен Бартез (Fabien Barthez) и Марк Тэтчер (Mark Thatcher), сын премьер-министра Великобритании Маргерет Тэтчер. Актер Патрик Дэмпси (Patrick Dempsey) финишировал вторым в своем классе. А в 2016 году Бред Питт (Brad Pitt) совершил тренировочный заезд.
407
Рекорд скорости в км/ч, установленный в 1988 году Рожером Дорчи на WM-Peugeot.
20
Количество метров самого маленького из когда-либо зафиксированных отставаний на финишной линии.

Между тем, некоторые лучшие мировые гонщики отказывались от участия в гонке Ле-Ман, ссылаясь на уникальные требования, а некоторые проваливались на отборочных заездах. Среди тех, кому так и не удалось одержать победу, Нино Фарина (Nino Farina), Альберто Аскари (Alberto Ascari), Стирлинг Мосс (Stirling Moss) и Эйртон Сенна (Ayrton Senna). К ним можно отнести и Микаэля Шумахера (Michael Schumacher), хотя он предпринял всего одну попытку). В 1995 году Марио Андретти (Mario Andretti) вернулся в спорт в возрасте 55 лет, чтобы попытаться еще раз. К сожалению, он пришел вторым.

Несомненно, Ле-Ман коронует собственных королей. На сегодняшний день самым выдающимся из них является датский гонщик Том Кристенсен (Tom Kristensen), который поднимался на пьедестал девять раз, рекордное количество с 1997 года. Бельгийский гонщик Жаки Икс (Jacky Ickx), специалист гонки Ле-Ман, одерживал победу пять раз, при этом так ни разу не выиграв ни одного мирового первенства. Четырехкратный чемпион Анри Пескароло (Henri Pescarolo) в период с 1966 по 1999 год участвовал в гонках рекордные 33 раза. Одержимость налицо.
Гонка Ле-Ман проводится ежегодно с 1923 года, лишь с несколькими перерывами. В 1936 году помешали экономические трудности. Второй раз трасса стихла во время Второй мировой войны, с 1940 по 1948 год. (Возобновление в 1949 году имело особое значение. См. страницу 12).

Со временем классическая трасса Сарта (the Circuit de la Sarthe) изменилась, в основном в целях безопасности. Катастрофа 1955 года, в которой Мерседес подрезал соперника и вылетел на трибуны, унесла жизнь гонщика и около 80 зрителей. Авария привела к серьезной реконструкции трибун и пит-стопов.

Существовала необычная традиция, так называемый старт в стиле Ле-Мана. Когда давали старт, гонщики, чтобы начать гонку, перебегали трассу и садились в свои автомобили, сразу же включаясь в гонку.

Многие из участников в этот момент пренебрегали ремнями безопасности и не пристегивались, что приводило к множеству летальных аварий. Не все были согласны с подобным стартом.
В 1969 году Икс выступил против этого, дошел до своего Форда спокойным шагом, тщательно пристегнулся и при этом он выиграл. Один из его соперников, который не был пристегнут, погиб в этой же гонке. С 1971 года гонщики начинают гонку в кабине только с пристегнутыми ремнями безопасности.

Десятилетиями нормой считались два гонщика с одинаковыми обязанностями. Несколько гонщиков по причине чрезвычайных
обстоятельств или мании величия попытались пройти трассу в одиночку. Невероятный подвиг, учитывая, что протяженность трассы составляет около 5 000 км (3 110 миль). Позднее это было запрещено. Сегодня команды состоят из трех гонщиков, для каждого из которых установлено максимально разрешенное время.

В течение десятилетий самым быстрым участком трассы в мире автоспорта был отрезок Mulsanne Straight. По сути, отрезок представлял собой 3,5 мили взлетно-посадочной полосы для демонстрации изумительной комбинации: длительное соперничество, оживленное постоянными проявлениями захватывающей скорости. В 1990 году в целях безопасности участок был переделан, но уже после того, как хладнокровный гонщик по имени Роже Дорчи (Roger Dorchy) смог пройти этот отрезок на автомобиле с двигателем Пежо на скорости более 400 км/ч. Это произошло в 1988 году. Делать пикники вдоль трассы было распространено среди зрителей, но два года спустя были установлены два боковых выступа и защитное
ограждение, что немного уменьшило привлекательность ужина вблизи трассы. Однако некоторые, несомненно, были счастливы, что могут не беспокоиться об обломках, отлетающих в их сторону и в их телячьи отбивные.

Лишь одно практически не изменилось: реклама, которую приносила победа производителю автомобиля. Реклама была основным стимулом с самого основания гонок Ле-Мана, когда автомобильная промышленность только зарождалась.

Производители автомобилей победителей зачастую годами сохраняли лидерство, а история Ле-Мана, по большому счету, является историей династий. Она начинается в 20-е годы с аристократичной "Bentley Boys". В 50-е годы появляется «Ягуар», который со временем стал выбором кинозвезд. Эпоха 50-х, показанная в сериале «Безумцы», принадлежала «Феррари», пока «Форд» не начал опережать итальянцев в середине шестидесятых. С 1976 по 1987 год «Порше» одерживал победу десять раз и на его счет приходится больше всего побед в гонке Ле-Мана (18). В нулевые лидером стала «Ауди», выиграв 12 раз подряд с 2000 года. В 1991 году «Мазда» одержала сенсационную победу, первую для японской марки. В
прошлом году «Тойота» была готова занять второе место, пока лидирующая машина не сломалась за пять минут до финиша, что стало разочарованием исторического масштаба.
Престиж Ле-Мана вдохновил на радикальные инновации, зачастую в отношении продолжительности, но не только. Во времена старта, который начинался с забега гонщиков, «Порше» установили зажигание слева от штурвала, чтобы гонщик мог завести двигатель одновременно с включением скорости. Часто важнейшей задачей являлся экономичный расход топлива, что связано с ограниченным размером топливного бака. Настоящий фурор в 2006 году произвела «Ауди» своим R10 – первым автомобилем с дизельным двигателем, выигравшим гонку Ле-Мана.
Однако новшеством, наделавшим больше всего шума, является традиция победителя поливать свою команду и болельщиков из бутылки шампанского. В 1967 году гонщик команды «Форд» Дэн Герни (Dan Gurney) впервые использовал свою бутылку Moët, став родоначальником традиции. Он, без сомнения, был счастлив быть первым американцем, который привел американский автомобиль к победе в гонке Ле-Мана. Позднее он объяснил, что он «просто поддался порыву». Задумайтесь на пару минут о рисках, сложностях и истории гонки Ле-Мана и вы легко поймете эти чувства.
То, что я сделал с шампанским (в 1967 году) было совершенно спонтанно. Я понятия не имел, что стану родоначальником традиции. Я забыл обо всем и просто поддался порыву.
— Дэн Герни, США